Все эти вопросы, рано или поздно, всплывают в нашем сознании. Причём далеко не у всех это происходит так ясно и осознанно. Чаще всего это проявляется в депрессии, во внутреннем беспокойстве, в невыразимой глубинной тоске по тем ярким детским впечатлениям, когда каждый день был, как праздник, папа с мамой были молодыми, а вечерний мультик перед сном – самым главным счастьем в жизни. Как мало тогда нам нужно было для счастья и как многого мы жаждем теперь! Жаждем – и не получаем. Пытаясь удовлетворить свои желания (точнее даже далеко не свои), мы всё дальше погружаемся в пучину суеты, погони за миражами и разочарований, которые неизбежно следуют за получением желаемого. Всё потому, что желания наши – совсем не наши, а навязаны нам кем-то извне. И рано или поздно возникает ощущение, что мы не там, где нам нужно быть; мы – не те, кто мы есть; мы не с теми, с кем нужно; мы стремимся не туда, куда нужно. Психологи придумали этому даже удобное объяснение – «кризис среднего возраста». Причём у каждого этот «средний возраст» наступает в своё время: у кого-то в 50, у кого-то чуть ли не в 20. И как ни печально это признать, но чаще всего человек глушит в себе эту глубинную жажду познания своего внутреннего мира алкоголем, глупыми развлечениями, какими-то новыми ненужными покупками и очередным стремлением к иллюзиям. Как же вырваться из этого порочного круга и осознать себя и своё предназначение в этой жизни? Как вернуть яркость красок и радость жизни?
Здесь стоит обратиться к одной истории, которая произошла 2500 тысячи лет назад. В этот мир воплотилась великая душа – принц Сиддхартха, которому суждено было стать Буддой Шакьямуни и распространить по всему миру своё учение о пути освобождения и избавления от страданий. Весьма любопытна биография Будды. Он родился во дворце царя и почти 30 лет ни в чём не знал нужды. Каждый день его был полон развлечений и увеселений. Дело в том, что его отцу сразу после рождения сына предсказали, что его сын может уйти из дворца однажды и стать аскетом – искателем истины. Чтобы это предотвратить, отец создал ему идеальные условия, и принц за почти 30 лет своей жизни ни разу не только не испытал, но даже не увидел страданий. И вот однажды принц узнал о том, что существуют старость, болезнь и смерть, и осознал, что и он сам, и вся его семья будут однажды болеть, постареют и умрут. Тогда принц дал себе слово найти путь освобождения от страданий, покинул дворец и после шести лет аскез и духовных практик достиг состояния просветления – полного осознания природы реальности. Свои знания, которые он обрёл в ходе своего духовного пути, Будда изложил в Четырёх благородных истинах и предложил своим последователям путь, который прошёл сам – Благородный восьмеричный путь.
Чему же учит нас пример пробудившегося принца? Так же, как и большинство из нас, первую часть жизни он провёл в суете и развлечениях (конечно, не все из нас имеют опыт жизни во дворце и роскоши, но некоторые параллели провести можно), но, осознав, что этот мир многогранен и стремление к накоплению материальных благ, карьере, развлечениям и так далее ведёт только к страданиям и ни к чему больше, он встал на духовный путь.